Кинокритики всего мира пророчат картине «Дюнкерк» Кристофера Нолана звание главного фильма 2017 года. Чем примечательна история Дюнкерка сама по себе и чем про Дюнкерк фильм 2017 года заслужил столь восторженные отзывы? Мои Советы попробовали разобраться в этой истории.
Для начала важно понять, что значил город Дюнкерк для мира как таковой. Стоит понимать, что в ходе Французской кампании Второй мировой войны в 1940 году союзные войска оказались в незавидном положении. 10 мая была прорвана линия Мажино, 14 мая капитулировали Нидерланды; несколько частей Британских Экспедиционных Сил вместе с французскими частями и остатками бельгийских войск были заблокированы в районе города Дюнкерк. Вермахт буквально разгромил союзные войска на континенте. Тогда кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство приняли решение эвакуировать остатки британской группировки через Ла Манш на Британские острова.
Не стоит упускать и тот факт, что вопрос дюнкерской эвакуации усложнялся рядом факторов:
- во-первых, неглубокие прибрежные воды не давали подвести к берегу большие суда — они попросту рисковали сесть на мель, что поставило бы крест на операции;
- во-вторых, корабли военно-морского флота были первой мишенью для немецкой авиации, которой был поставлен приказ уничтожить Британскую экспедиционную армию полностью.
В итоге эвакуация проводилась «москитной армадой», как позже назвал сборную флотилию Черчилль в своих мемуарах о Второй мировой войне.
Дюнкерк в мемуарах и исторических сводках
«Английским экспедиционным силам удалось эвакуироваться из Дюнкерка только потому, что в это время в ход боевых действий вмешался Гитлер. Когда немецкие танки захватили север Франции и отрезали английскую армию от ее баз, Гитлер вдруг остановил продвижение ударной группировки. Это произошло как раз в тот момент, когда немецкие танки готовы были ворваться в Дюнкерк — единственный порт, через который англичане могли эвакуировать свои войска. В то время главные силы английских войск находились еще на большом удалении от порта. Однако Гитлер задержал свои танки на три дня!», — вот что писал о Дюнкерской операции Базиль Лидл-Гарт, капитан британской армии, в то же время являющийся одним из крупнейших военных теоретиков XX века.
Сам Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании, вспоминал о Дюнкерской операции так: «Начиная с 20 мая под контролем адмирала Рамсея, командовавшего в Дувре, происходило сосредоточение кораблей и мелких судов. Вечером 26 мая (в 6 часов 57 минут) по сигналу военно-морского министерства началась операция «Динамо», и в ту же ночь в Англию были доставлены первые войска. <…> В то время предполагали, что мы сможем спасти за два дня максимум 45 тысяч человек. Рано утром следующего дня, 27 мая, были приняты чрезвычайные меры, чтобы найти дополнительное количество мелких судов «для специальных заданий». Под этим подразумевалась ни более ни менее как полная эвакуация английской экспедиционной армии.
Было ясно, что для действий у побережья потребуется большое количество таких судов в дополнение к более крупным кораблям, которые могли грузиться в Дюнкеркской гавани. <…> Различные лодочные пристани от Теддингтона до Брайтлингси были обследованы офицерами военно-морского министерства; это дало свыше 40 находившихся в годном состоянии моторных лодок и баркасов, которые на следующий день были собраны в Ширнессе. В то же время были мобилизованы спасательные лодки с океанских пассажирских пароходов в лондонских доках, буксиры с Темзы, яхты, рыболовные суда, лихтеры, баржи и пассажирские катера — словом, все, что могло быть использовано вдоль побережья.
К ночи 27 мая великое множество мелких судов вышло в море, сначала в наши порты в проливе, а затем к побережью Дюнкерка и к нашей любимой армии».
Британский публицист Лен Дейтон говорил: «Никто, и меньше всего немцы, не мог предположить, что основная часть британских экспедиционных сил будет вызволена с побережья разношерстной флотилией паромов, частных яхт с гражданскими экипажами и боевых кораблей Королевского военно-морского флота, рисковавших сесть на мель в неглубоких прибрежных водах, в которые они не заходили никогда ни до, ни после этого. Однако англичане вытащили зайца из шляпы. В основном благодаря мастерству и предусмотрительности военных моряков было осуществлено невозможное».
И англичане и правда вытащили зайца из шляпы!
Военная драма «Дюнкерк» Кристофера Нолана
Если отрешиться от сложной исторической подоплеки и посмотреть на этот «Дюнкерк» исключительно как на очередное произведение кинематографа, то нельзя не признать, что сейчас Нолан как нельзя близко подобрался к возможности получить «Оскар». Вообще несмотря на общее благоволение американской киноакадемии к режиссеру, большие премии традиционно достаются более «серьезным» жанрам, а не фантастике или картинам по комиксам. А вот основанный на реальных событиях «Дюнкерк» — это уже оно, это знаково.
Что не может не радовать, по форме фильм получился скорее добротным авторским кино, нежели традиционным американским блокбастером с динамичной музыкой, яркими спецэффектами и неиссякающим героизмом. Нет и типичного морализаторства, которое четко прослеживается в том же «По соображениям совести» — фильме несомненно достойном, но чрезмерно назидательно-проповедческом. Нет привычного голливудского флера с упоительными батальным сценами, обилием крови и постоянным экшеном.
«Дюнкерк» — это не драма про страдания главного героя, который пытается нести светло и доброе людям. Это не проповедь об ужасах войны, человеческой натуре и злых немцах. «Дюнкерк» — это «размашистая симфония о встрече человека и судьбы», словами Антона Долина. По сути, это подборка камерных историй, повествующих не про героическое сражение в попытке выбраться из сжимающегося капкана, при этом не попав под «летающую смерть» Люфтваффе; а про насмерть перепуганных обычных людей, попавших на войну волею судеб, старающихся выжить, сохранив свое человеческое достоинство; выжить в водовороте смерти со всех стороны — от случайной пули или снаряда, от холодной воды и глубины.
Переплетающийся традиционный голливудский пафос (отжать его полностью все же не удалось, но сделать уместным получилось вполне) и истинно британская сдержанность в каждой из историй, стянутых временным контрапунктом, позволила Нолану сделать по настоящему объемную картину. Вообще прием игры со временем у режиссера кажется одним из любимых — вспомним хотя бы похожую в этом плане картину «Помни», полностью построенный на «пространственно-временных коллизиях» фильм «Начало» и спорный «Интерстеллар», где нелинейность таймлайна становится одним из сюжетообразующих элементов.
Читайте также: Самые ожидаемые премьеры осени 2017, которые вы не захотите пропустить
Для нас история «Дюнкера» может стать поводом для жгучей зависти. Почти ежегодно в СНГ снимаются отечественные кинокартины о войне — и ни одна из них не передает ту глубину эмоций, которой сумел добиться Нолан — Нолан, который, на минуточку, специализируется все таки на жанровом развлекательном кино. И дело не в грандиозных бюджетах (они и в советское время были скромными, а получались культовые киноленты), и не в использовании компьютерной графики (по той же причине). Дело в принципиально другом взгляде на вещи — не со стороны победителей, которых, как известно, не судят; а со стороны участников, служащих лучшими проводниками в события, заставляющие любого здравомыслящего человека вздрогнуть, несмотря на прошедшие больше чем 70 лет.
Если вспомнить историю сталинского СССР и специфику отношения к отступающим солдатам, то экстаз критиков вокруг «Дюнкерка» может показаться странноватым. Но давайте вспомним о том, что без эвакуации не обходилась ни одна война; мало того, чем вообще способно ответить искусство не на победные мотивы, а на самые жуткие уроки войны, войны, которая унесла жизни более 9 миллионов военных и еще 8 миллионов мирного населения?! «По соображениям совести», «Спасти рядового Райана», «Ярость» — героический эпос показывает нам одну сторону медали, где все «добрые» всегда побеждают (или хотя бы героически погибают, спасая всех остальных) и несут светлое и чистое в мир. Но разве реальность — разве эта реальность действительно ограничивается исключительно прилизанной красивой картинкой с внушительными экшн-сценами и морализирующими монологами героев?
Этот фильм — отличная возможность посмотреть на ситуацию с разных ракурсов вне бинарного разделения на черное/белое. И оно того стоит.
Каст и создатели
Какие в фильме Дюнкерк 2017 актеры? Каст впечатляет подборкой известных имен:
- Финн Уайтхед;
- Том Глинн-Карни;
- Том Харди;
- Джек Лауден;
- Гарри Стайлс;
- Анайрин Барнард;
- Джеймс Д’Арси;
- Барри Кеоган;
- Кеннет Брана;
- Марк Райленс;
- Киллиан Мерфи и другие.
Музыку для фильма писал Ханс Циммер — и здесь ему удалось отступить от традиционных голливудских канонов, создав действительно пронзительные OST’ы, визуализирующие происходящее и помогающие создать эту атмосферу спешки, безысходности и ускользающего времени в военном кино. Интересный факт: за сэмпл композитор брал тиканье карманных часов Нолана.
Премьера и трейлер
Премьера фильма Дюнкерк состоялась в Лондоне 13 июля 2017, дата выхода в России — 20 июля 2017. Официальный трейлер картины посмотрите на видео ниже:
А какие на фильм Дюнкерк отзывы можете дать вы? Напишите нам в комментариях, а также смотрите на портале Мои Советы список лучших советских фильмов 80–90-х годов и ощутите атмосферу эпохи!
Автор: Саша Илеш